ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ИГРЫ С МАРБЛ

09 апреля 2025 г.
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ИГРЫ С МАРБЛ. . . . . .
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ИГРЫ С МАРБЛ.
.
.
.
.
.

Всемирный день игры с Марблс-ежегодный праздник, посвященный одной из старейших и самых любимых игрушек в мире. Он отмечается в один из весенних дней и совпадает с чемпионатом Великобритании и мира по марблс (4-10 апреля).

Камушки Марблс получили свое название от английского слова «марблс», что в переводе означает мраморные. Марблы- это небольшие сферические объекты, используемые во множестве игр, они могут быть сделаны из стекла, камня, глины стали или пластика. Их красота завораживает настолько,  что детям и взрослым хочется к ним прикоснуться, подержать в руках и поиграть с ними. Игра с камушками имеет длинную историю и начинается в доисторическую эпоху, когда дети первобытных людей играли мелкой галькой или шариками из глины. Кроме того, упоминание камушков  Марблс можно встретить в древнеримской литературе, археологи говорят, что есть примеры использования их и в Древнем Египте. В те далекие времена их тоже изготавливали из камня, глины или даже из стекла.

Игры с камешками Марблс – это один из нетрадиционных приемов обучения и развития дошкольников. Волшебные камешки являются настоящей находкой для использования в образовательном процессе. Кроме того, что они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильное удовольствие, они также универсальны в работе с детьми разной возрастной категории, индивидуальными особенностями. Игры с Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений, ускоряют развитие речи, способствуют развитию психических процессов, снижаю утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья дошкольников. Камешки Марблс создают максимум возможностей для мотивации к проявлению творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого, на поиск новых решений использования этих нетрадиционных дидактических материалов.

Конечно, лучшим способом отпраздновать этот день, было бы поехать в Тинсли-Грин, но не у всех есть такая возможность отправиться в такое далекое путешествие. К счастью, есть другие способы. И это, конечно же, возможность поиграть с этими удивительными камнями. Ведь работу с «Марблс» можно сравнить с праздником. Детей радует великолепие ярких красок, работа вызывает море положительных эмоций.

Вот некоторые из игр, которые ребята очень любят:     

Игра «Кто быстрее»

Предложить педагогам взять в руки мешочек в виде длинного прямоугольника из прозрачной ткани. С помощью Марблс наполнить мешочек. Можно перевязать мешочек посередине и одновременно двум игрокам приступить к его наполнению с двух сторон - «кто быстрее».

Упражнение «Выложи по заданию»

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

Оборудование: карточки с заданиями.

Задание: Предложить разложить камушки, накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

1. Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

«Змейка»

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развивать умения различать длинную и короткую змейку, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: стеклянные камешки "Марблс".

Задание: Предлагаем выложить длинную змейку и короткую, так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

«Веселые камешки».

Задачи:

* Развивать цветовое восприятие, закрепить названия цветов, навыки соотнесения предметов по цветам;

* закреплять навыки ориентировки на плоскости;

* развивать тактильные восприятия, мелкую моторику рук, мышление;

* учить классифицировать предметы по их назначению.

1. Задание.

Рассмотреть поле с цветными окошками

-какое по цвету окошко расположено справа вверху?

-где расположено красное окошко? И так далее.

Определить какие камешки на ощупь. Что нарисовано на камешках? Распределить камешки по цветным окошкам.

2. Задание.

Распределить камешки с рисунками на трех дорожках по назначению (использованию) предметов.

Игры на формирование грамматического строя речи, на развитие фонематических процессов, овладение навыками звукового анализа

«Найди и назови». У ребенка есть карточка с предметами разного цвета, по темам. Можно, например, 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Какой цвет марблс есть еще в тарелочке? (фиолетовый). Угадай, какой овощ загадали под цифрой 1? (баклажан). Выложи. Назови, каких овощей больше всего?

 «Зоркий глаз» выложить 5 любых камешков на первый ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить.

«Строитель». Выложить определенную букву, цифру из камешков в рамочке.

«Звуко - буквенный анализ слов». Выложить схему слова, каждый звук - определенным цветом камешка: красный - гласные, зеленый – мягкие согласные, синий - твердые согласные звуки. Рамочка позволяет проанализировать 5 слов из количества не более 5 звуков, что для ребенка дошкольника более, чем достаточно.

«Лабиринты». Берем два - три цвета кубиков, красный – произнес неправильно, желтый - произнес не совсем четко, зеленый произнес правильно.

Автоматизируем звук в словах и выкладываем последовательно камешки в рамочку. Анализируем проделанную работу.

«Сочинялки». Выложить камешки в рамочку в произвольном порядке. Составить рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый. Рассказ может быть таким: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растеторанжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела. В младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.

 «Гирлянда». Заполнить рамочку последовательно камешками по заданному образцу, обязательно соблюдение целостности гирлянды и последовательность рисунка.

 «Исправлялки». В рамочке есть изображение буквы или цифры. Ребенку необходимо исправить или доделать недостающие элементы буквы, цифры.

 «Магия». Выложить в рамочке заданную букву. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.

Развивающие игры и упражнения

 «Жадина». У ребенка есть картинки с предметами разного рода. Необходимо назвать предмет, определить род вложить в рамочку камешек определенно цвета (мужской род – синий, женский - красный, средний - желтый).

«Ходилка». Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он выбирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему. На каждое слово вкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.

«Мозаика». Выложить узор по образцу. Игра предполагает обязательное использование шаблонов к заданию.

«Художник». Выложить заданный предмет из камешков (предлагаются карточки с предметами, например, зонтик, стол, стул, домик, машина, горка, юбка, торшер, лодка, ракета). Ребенок выкладывает схематичное изображение.

«Укрась». Выложить узор по собственному усмотрению и рассказать, где можно использовать данный узор.

 «Поставь камешек на место». Предлагаем ребенку: «Положить красный камешек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний». Дети выполняют. Проверку задания можно выполнить через предъявление карточки – проверки к заданию.

Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка»

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, киндер - игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: предложить найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой.

«Веселая змейка». 

Уточнить, как ползет гусеница – не по прямой линии, то вверх, то вниз, иногда быстро, а иногда медленно, иногда вперед, затем диктуем ребенку направление движения гусеницы, дети выкладывают камешки в рамочку, сколько успеют до следующей инструкции. Проверяем полученную гусеницу.

Упражнение: «Помоги-ка»

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: Обращаем внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

 «Найди и назови». 

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

 У ребенка есть карточка с предметами разного цвета, по темам. Можно, например, 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Какой цвет марблс есть еще в тарелочке? (фиолетовый). Угадай, какой овощ загадали под цифрой 1? (баклажан). Выложи. Назови, каких овощей больше всего?

 «Расскажи про свой узор?».

 Цель: развивать воображение, связную речь.

Предлагаем детям выложить на листе в каждом секторе какие-либо картинки, это может быть, что угодно. Далее предлагаем каждому ребенку рассказать, что у него получилось. Даем образец такого рассказа: «В центре листа – красный шарик- это ягодка, справа от него – зелёный листик, ниже три камешка образуют стебелек  и т. д.»

 «Ходилка»

Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику

Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он вибирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему. На каждое слово вкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.

«Крестики - нолики». 

Цель: развитие звукового анализа.

 Берем 2 цвета камешков синие и зеленые, работаем над звуком, дифференцируем по твердости- мягкости. Один игрок называет слова с твердым звуком и выкладывает камешек по принципу традиционной схемы «крестики- нолики», другой аналогично с твердым. В случае затруднения ход переходит к другому игроку.

«Лабиринты».

Берем два - три цвета кубиков, красный – произнес неправильно, желтый - произнес не совсем четко, зеленый произнес правильно.

Автоматизируем звук в словах и выкладываем последовательно камешки в рамочку. Анализируем проделанную работу.

 «Художник».

Цель: развивать творчество, мелкую моторику.

Выложить заданный предмет из камешков (предлагаются карточки с предметами, например, зонтик, стол, стул, домик, машина, горка, юбка, торшер, лодка, ракета). Ребенок выкладывает схематичное изображение.

 «Укрась».

Выложить узор по собственному усмотрению и рассказать, где можно использовать данный узор.

«Магия».  Выложить в рамочке заданную букву. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.

«Чудесный мешочек»

Задачи: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.

Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец-шарик марблс. Просим ребенка найти в мешочке такой же.

Вариант 2. Ребенку завязывают глаза, дают шарик, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.

Камешек в руке катаю,

Между пальчиками верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Вариант 3. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак.

Зелёный камешек – зелёный огурец, лук, крокодил и т.д.

Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т.д.

«Волшебная дорожка»

Задачи: развивать цветовосприятие, слуховую память, фонематический слух, навыки звукового анализа, формировать умения выделять первый звук в слове и сопоставлять его с первым звуком в названии цвета.

У ребенка-подносы с разноцветными камушками, необходимо называть слово, предложить ребенку определить в нем первый звук и найти камешек, в названии цвета которого в начале слова находится выделенный звук. Например, называем и показываем картинку с изображением жука. Ребенок показывает первый звук в слове «желтый» и выкладывает желтый камешек.

Развивающая игра «Цветовая гамма». 

Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память.

Для этой игры подойдет контейнер для яиц. Ячейки нужно раскрасить в разные цвета. В мешочек насыпать Марблс разного цвета и разной формы. Правило: вытаскивать из мешочка шарик и класть в ячейку такого же цвета. Можно организовать соревнование: поставить песочные часы и предложить, кто за 1 минуту заполнит все ячейки, но это для детей постарше.

Игра «Клад».

В разноцветные шарики прячется «клад» (записка, игрушка от киндер-сюрприза и т.д.). Перед каждым ребенком ставиться емкость с шариками «сухой бассейн» и дается задание «Перебирая пальчиками, ищем спрятанный предмет.

Соревнование «Кто быстрее начинит «колбаску».

1 вариант. Для этой игры шьется полочка-«колбаска», из прозрачной ткани, чтобы видны были шарики, перед каждым ребенком ставится емкость с шариками и дается задание: «Кто быстрее начинит «колбаску» шариками зеленого цвета. Дети выбирают из массы только зеленые шарики и укладывают их друг за другом в ряд.

2 вариант. Работа в парах: шьется более длинная «колбаска». По сигналу участники игры начинают ее наполнять. Один ребенок наполняет ее справа красными шариками, другой - слева синими шариками.

Речевая игра с элементами подвижной активности «Зебра, лев, жираф».

Игра направлена на развитие моторики, речи, дальнозоркости, формирование лидерских качеств: целеустремленности, умение работать по четкому алгоритму, выполнять команды.

Для игры необходимо подготовить большие круглые шарики Марблс, нарисовать животных и приклеить их к любой коробке, можно из-под обуви.

У каждого ребенка своя коробка. Детям дается по 6 шариков в мешочке (коробке) на каждого (по количеству зверей). По команде дети стараются закатить шарик в коробку к зверю. Правило: нельзя бежать за шариком, пока не закончатся все шары в мешочке (коробке), и взрослый не даст команду. Каждый подсчитывает количество шариков, которые удалось закатить. Все дети получают призы (например, сушку или наклейку).

Звери выстроились в ряд,

В марбле поиграть хотят,

Они тихонечко стоят

Терпеливо ждут ребят.

Мы же встанем тоже в ряд,                   Дети становятся в ряд.

Шары катаем все подряд!

Друг за другом, не спешим

И зверюшек не смешим!

Но сначала всем скажите,

Кто сегодня к вам пришел?                  Назвать животных  

Зебра, лев, олень, жираф,                     нарисованных на коробке.

Верблюд, слон играть хотят.

Правила игры просты:

Шарик к зверю закати!

Очередь ты соблюдай,

Приз от зверя получай!                         По очереди катят шарики.

Шарик к зверю не попал?

Значит, ты не так играл!

Еще раз попробуй ты,

Целься смело, не спеши!

И на счет: один, два, три

Начинаем! Шар кати!

Игра «А ну-ка, повтори».

Ребенку дается коробочка или ткань с клетчатым полем, где нужно выложить шарики по образцу. Начинать можно с простого варианта, переходя на более сложный.

Рисование стеклянными шариками.

Понадобится: картонная коробка с высокими краями, на дно которой можно положить белый лист бумаги, марблс, жидкая гуашь. Затем нужно капнуть на бумагу гуашь и катать шарики по коробке. Когда рисунок высохнет, можно капнуть гуашь другого цвета и запустить чистые шарики. Получившиеся картины похожи на разноцветные нити.

«Гирлянда»

Задачи: развивать цветовое восприятие, зрительную память, зрительно- двигательные координации, учить выполнять действия по образцу.

1. У ребенка- лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Педагог показывает элемент-образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.

2.Заполнить рамочку последовательно камешками по заданному образцу, обязательно соблюдение целостности гирлянды и последовательность рисунка.

Поиграйте с детьми!!!

Игры с камешками обязательно вызовут у ребят-дошкольников восторг и массу положительных эмоций.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie